МАСЛА. СВОЙСТВА. ТРЕБОВАНИЯ. КЛАССИФИКАЦИИ
Качество масла — это комплекс свойств, который необходим для выполнения работы масла по назначению. Одним из важнейших параметров этого комплекса являются вязкостно-температурные свойства смазочного материала. Вязкость – это свойство жидкости оказывать сопротивление перемещению одной ее части относительно другой (течению). Для смазочных масел вязкость является одним из определяющих физических свойств. Именно вязкость, наряду с давлением и скоростью перемещения, является фактором, определяющим толщину масляной пленки между двумя движущимися поверхностями.
Индекс вязкости (сокращенно VI, от английского Viscosity Index) – безразмерный показатель, характеризующий зависимость изменения вязкости масла от изменения температуры. Чем выше значение VI, тем меньше изменяется вязкость масла при изменении температуры. Надежность аботы двигателя во многом определяется выбором масла с оптимальной вязкостью.
Классификация SAE
Общепринятой в международной практике классификацией моторных масел по вязкости является классификация Американского общества автомобильных инженеров – SAE J300. Данная классификация устанавливает требования к физическим свойствам моторных масел. По классификации SAE J300 моторные масла делятся на классы: 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W, 20, 30, 40, 50, 60. Буква «W» (Winter) после первой цифры означает, что данное масло обладает хорошими низкотемпературными свойствами и предназначено для работы при низких температурах зимой, а также имеет недостаточную вязкость при повышенных температурах. Масла, обозначенные цифрами без буквы W, предназначены для применения летом и имеют достаточную вязкость при повышенных температурах. Сезонные масла, независимо от конструкции двигателя, необходимо менять дважды в год: на зиму необходимо заливать зимнее, а на лето – летнее масло. Большинство присутствующих на рынке современных моторных масел являются всесезонными и вырабатываются путем загущения масел полимерными присадками. Вязкостно-температурные свойства загущенных масел таковы, что при отрицательных температурах они ведут себя подобно зимним, а в области высоких температур – летним. Для каждого класса по SAE J300 установлены предельная температура проворачиваемости двигателя на имитаторе холодного пуска CCS, предельная температура прокачиваемости масла по методу MRV и предельные значения кинематической вязкости масла при 100 °С.
Классификация масел по эксплуатационным свойствам
По эксплуатационным свойствам масла делятся на классы в соответствии с классификацией Американского института нефти (API), классификацией Ассоциации европейских производителей автомобилей (ACEA), допусков непосредственных производителей автомобильной техники.
Данные классификации устанавливают требования к эксплуатационным свойствам масел и методы испытания на соответствие этим требованиям. Для сертификации и получения допусков по вышеуказанным классификациям рецептура масла должна успешно пройти весь комплекс лабораторных и стендовых испытаний в соответствии с требованиями к эксплуатационным свойствам для данного класса масел.
Классификация API
Классификация моторных масел API разработана API (American Petroleum Institute) совместно c ASTM (American Society For Testing and Materials) и SAE (Society of Automotive Engineers). Она устанавливает пределы параметров смазочных материалов с помощью различных лабораторных исследований и испытаний на двигателях автомобилей и другой техники.
Классификация масел по условиям их применения и уровням эксплуатационных свойств неоднократно дополнялась, но принцип разделения на две категории — «S» и «С» сохранился. К категории «S» (Service) относятся масла для бензиновых двигателей, к категории «С» (Commercial) — предназначенные для дизельных двигателей.
Уровни эксплуатационных свойств по API в порядке возрастания требований к качеству подразделяются в категории «S» на классы: SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG, SH, SJ, SL, SM, SN, SN Plus, в категории «С»: СА, СВ, СС, CD, CE, CF, CF-4, CF-2, CG-4, CH-4, CI-4, CJ-4, СК-4, FA-4. Чем вторая буква дальше от начала алфавита — тем выше эксплуатационные свойства масла. Для обозначения универсальных масел, которые применяются для бензиновых и дизельных двигателей, принята двойная маркировка, например SN/CF.
На этикетке информация о классе по системе API представлена в таком виде: API SJ, API CF-4 или API SJ/CF-4. При этом первым ставится тот класс масла, который предпочтительнее применять. То есть в данном случае обозначение API SJ/CF-4 означает, что основное назначение масла — для бензиновых двигателей, но при этом возможно его использование и в дизелях.